Открытые уроки

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа с. Бекум-Кали"

 

 

 

«История Крыма - дорога домой»

 (разработка  классного часа)

 

 

Классный руководитель 8 класса

Сапурбиева З.Ш.

 2015 год

 

Цель:

  1. Познакомить учащихся с историей, географическим расположением и основными достопримечательностями Крымского полуострова, произведениями русских поэтов о Крыме. Рассмотреть особенности исторического и культурного единства республики Крым и города Севастополя с Российской Федерацией.

 

  1. Развивать умение анализировать, делать выводы, способствовать развитию творческих способностей школьников.

 

  1. Воспитывать интерес к изучению  культурного прошлого своей Родины, чувство уважения к  истории России и гордости за свою страну и ее народ.

 

Оборудование: слайдовая презентация

 

Ход мероприятия

 

Вступительное слово учителя

События, произошедшие на Украине, не оставили равнодушными россиян. Раскол Украины внутренними политическими силами страны и его последствия остро отозвались в сердцах белгородцев, для которых понятие «братский народ» наполнен особым смыслом. Белгородская область является пограничной с украинской Харьковской областью. Исторически северо-восток современной Украины (Харьковская, Сумская, части Луганской,  Донецкой и Полтавской областей) и юго-запад Черноземья в России (Белгородская, южные, юго-западные районы Курской и Воронежской областей) составляют неформальный единый историко-географический регион Слобожанщина, тесно объединяющий населения перечисленных областей множественными связями, как деловыми, экономическими, культурными так и родственными. 

16 марта 2014 года в Крыму состоялся референдум о его правовом статусе. В голосовании приняло участие  более 82 % избирателей, более 96 % высказалось за воссоединение с Россией. 21 марта  2014 г. президентом РФ был подписан Федеральный конституционный закон «О принятии в Российскую Федерацию новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

 

                              «Знакомимся с историей Крыма»

Полуостров Крым расположен на юге Восточной Европы, занимает выгодное экономико-географическое и стратегическое положение. На севере полуостров соединен с материком узким (7 - 23 км) Перекопским перешейком. С запада и юга полуостров омывают Черное море, с востока — Керченский пролив, а с северо-востока - воды Азовского моря и его залива Сиваша. Современное название полуострова, по наиболее распространенной версии, происходит от тюркского слова «кырым» - вал, стена, ров. До XIII века полуостров носил название Таврика (по имени проживавших здесь древних племен тавров), с XIII века - Крымский улус. С XV века полуостров стали называть Таврией, а после его вхождения в состав России в 1783 г. - Тавридой.

С VIII по IX вв. стали складываться экономические и культурные связи Крыма с русскими княжествами. Арабы называли Черное море Русским морем.

В конце Х века в древнем Херсонесе принял крещение русский князь Владимир.

Противостояние России с Крымским ханством и завоевание Крыма Екатериной II.

По итогам войны 1768-1774 гг., был заключен Кючук-Кайнарджийский мирный договор, по которому Крымское ханство получало независимость. В состав России вошли Керчь с крепостью Ени-Кале, крепости Азов и Кинбурн, русские торговые суда могли свободно плавать по Черному морю. В 1783 году Крым вошел в состав России, что было ратифицировано Ясским мирным договором (1791 г.) между Россией и Османской империей.

Крымская война.

В сентябре 1854 г. соединенные армии Англии, Франции и Турции высадились севернее Севастополя и осадили город. 349 дней продолжалась оборона города под командованием вице-адмиралов В.А. Корнилова и П.С. Нахимова, контр-адмирала В.И. Истомина. Война разрушила город до основания, но и прославила его на весь мир. В эпоху «Великих реформ» XIX века население Крыма удвоилось.

После Гражданской войны Крым вошел в состав Советского Союза (1922 г.) с образованием Крымской Автономной Советской Социалистической Республики в составе РСФСР.

Оборона Севастополя во время Великой Отечественной войны вошла в историю героическая 250-дневная оборона Севастополя и бессмертный подвиг подземного гарнизона в керченских каменоломнях. Многие соединения и части Красной Армии получили почетные наименования «перекопских», «сивашских», «керченских», «феодосийских», «симферопольских», «севастопольских». За оборону Севастополя 126 воинов были удостоены высокого звания Героя Советского Союза, тысячи награждены орденами и медалями.

В 1954 году Крымская область была передана в состав УССР согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР без указания статуса Севастополя, являвшегося на тот момент городом республиканского подчинения РСФСР. В указе говорилось, что Крым является естественным продолжением южных степей Украины, и «из географических и экономических соображений передача Крымской области в состав братской Украинской республики целесообразна и отвечает общим интересам Советского государства». Таким образом, были нарушены Конституция РСФСР и законодательная процедура.

20 января 1991 г. в Крыму состоялся референдум по вопросу воссоздания Крымской АССР как отдельного субъекта СССР, в котором приняли участие 1,4 млн. граждан (81,37% избирателей). За воссоздание автономной республики проголосовало 93,26%.

4 сентября 1991 г. Верховный Совет Крыма принял Декларацию о государственном суверенитете республики. 26 февраля 1992 г. Крымская АССР была переименована в Республику

Крым в составе Украины. В мае того же года принята конституция и введена должность президента. В марте 1995 г. решением Верховной Рады и президента Украины конституция Республики Крым была отменена, пост президента упразднен. В декабре 1998 г. вступила в действие новая конституция Крыма. Республика Крым была переименована в Автономную Республику Крым. При принятии этого решения не были учтены результаты референдума 1991 года.

На фоне разрастающейся дестабилизации политической ситуации и повышения криминогенной обстановки в Украине, стремясь преодолеть кризис в рамках действующего законодательства, 11 марта 2014 г. Верховный Совет Автономной Республики Крым и Севастопольский городской совет приняли Декларацию о независимости Автономной Республики Крым и города Севастополя.

16 марта 2014 года жителями Крыма было принято решение об отделении от Украины и проведение референдума о присоединении Крыма к Российской Федерации (96 % «за» воссоединение с Россией).

17 марта 2014 г. была провозглашена Республика Крым, и в этот же день Севастопольский городской совет попросил российские власти включить город в состав Российской Федерации, как город федерального значения.

18 марта 2014 года в Георгиевском дворце Кремля был подписан договор о вступлении Республики Крым и города Севастополя в состав Российской Федерации на правах новых субъектов.

21 марта 2014 года был ратифицирован Федеральный Конституционный Закон «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

            Итог кл. часа

Звучит гимн России.

 

 

 

 МБОУ «ООШ с. Бекум - Кали"

Шатойского  муниципального района ЧР

 

 

 

                    Открытый урок  

по истории

на тему:

«Искусство  древнего Египта»

 

 

Подготовила и провела

учитель  истории

Сапурбиева  З.Ш.

 

Открытый урок в 5 классе

Тема: Искусство Древнего Египта

                                                                          Сапурбиева З.Ш., учитель  истории

                                                                 Дата проведения  18.10.2013г.

Цели и задачи:

  • Обучающие – расширить и закрепить знания учащихся об искусстве Древнего Египта, пропорции построения головы и фигуры человека , виды портрета, цветовое решение портрета фараона; выполнить портрет фараона или царицы.
  • Воспитательные – создать условия для развития познавательной активности, интереса к предмету, воспитывать нравственно-эстетическое отношение к истокам культуры;
  • Развивающие – в целях развития мышления учащихся учить анализировать, моделировать, сопоставлять, развивать творческое воображение, фантазию.

Методы и методические приемы: наглядно-образные  – презентация, практические  – рисунок портретов фараонов и цариц,  логические – рассказ, анализ, систематизирование, обобщение, вывод; игровой – урок - путешествие.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация “Искусство Древнего Египта: архитектура, скульптура, живопись”: колосс с головой фараона Рамсеса II (1298–1232 гг. до н.э.),фараон Хефрен, золотая маска фараона Тутанхамона, Скульптура  Нефертити и др.

Для уч-ся: альбом, цветные карандаши, фломастеры, простой карандаш, резинка.

Конспект урока

1. Организационный момент. Сегодня мы с вами отправимся на машине времени в далекое прошлое. Пристегните ремни. Найдите кнопку пуска 5, 4. 3. 2. 1. Полетели!

2. Беседа об истории и культуре Древнего Египта. Мы на месте. Дороги многих искусств ведут нас к своим истокам, а именно – в Древний Египет, на северо-восток Африки, к берегам могучей реки Нил. Это было 6 тысяч лет назад. Здесь под ярким щедрым солнцем появился сильный и талантливый народ. Жили египтяне среди цветов и густой зелени, стояли вокруг них стены стройных пальм, цвели, колыхались в медленных водах, прекрасные нежные лотосы. Зеленая долина была словно маленький рай. Египтяне любили свою прекрасную долину и воспевали ее силу, загадочность и величие Страной рождения искусства стал древний, таинственный, волшебный Египет. Все искусство этой страны имеет свой своеобразный почерк, стиль.

Презентация “Искусство Древнего Египта. Архитектура. Скульптура. Живопись”. 

Архитектура.

Искусство древних египтян многогранно: оно представлено архитектурными, скульптурными, живописными творениями, литературными памятниками, достижениями в области музыки.

Архитектура. Выдающимися архитектурными постройками Египта, конечно, являются пирамиды. Они являются сосредоточением достижений древнегреческой науки в области строительной техники и архитектуры, математики и астрономии, мифологии и религии.

В пригороде Каира – Гизе – находятся 3 крупнейших пирамиды Египта – фараона Хеопса , Хафра, Менкаура, отнесенные греками к 7 чудесам света. Всего в Египте насчитывается более 89 пирамид. Самые грандиозные из них – пирамида Хеопса (Высота – 146,6 м.; длина основания 233м.) она сложена из 2.300.000 камней, массой около 2, 5 т. Каждый. До сих пор остается не вполне ясным, как многотонные камни поднимали на такую высоту, а также то, как были пригнаны камни друг к другу, если между ними нельзя просунуть лезвие ножа. Пирамида считалась домом умершего фараона, а форма означала вечность, а отношение граней – Божественную Гармонию Вселенной.

Скульптура.

Перед храмами и дворцами египтяне воздвигали тонкие обелиски, которые, покрывались иероглифами. Перед храмами ставили сфинксов. Среди них воздвигается неповторимый знаменитый большой сфинкс из Гизы. Каменный Лев с головой человека, имеющий портретное сходство с фараоном Хафрой. Высечен из целой скалы (длина 57 м. Высота 20 м.) Огромный сфинкс охранял покой мира мертвых, воплощая божественность царской власти.

Большое развитие в египетском искусстве получил скульптурный портрет. Египтяне верили, что портретные статуи, играя роль умерших, служат вместилищем их душ.

Были выработаны определенные типы портретных статуй: мужчины в 40–50 летнем возрасте; женщины 20015025 летним. Точно передавалось социальное положение человека.

Подтверждением высокой культуры Египта является скульптурный портрет жены Аменхотепа IV – Нефертити (XIV в. до н. э.). (Рассматриваем более подробно портрет фараона Хефрена, золотую маску Тутанхамона, царицу Нефертити и др.)

Живопись.

Изобразительное искусство отличалось яркими и чистыми красками Раскрашивались архитектурные сооружения, сфинксы, скульптура, статуэтки. Именно в живописи велико влияние канона. Это проявлялось:

– в плоском изображении фигур (на рельефах и в живописи). Лицо изображалось в строгом профиле, но при этом глаз был повернут enface

При изображении в профиль груди и коленей полностью давались очертания обоих плеч, хотя при подобном повороте одно их них должно быть скрыто:

– постоянство системы пропорций;
– строгой линейной композиции;
– условности раскраски (мужчина – красно-коричневый цвет, женщина – желто-розовый; волосы раскрашивались черным, а одежда – белым цветом).

Посмотрите на рисунки египтян. Обратите внимание на то, какие тонкие руки и ноги, как в фас у них вывернуты плечи. Все эти фигуры необыкновенно пластичны, они словно бы текучи. Кажется, будто египтяне, чтобы они не делали на картинах – охотились или несли груз, рыбачили или шли в колонне солдат – постоянно танцуют какой-то странный волшебный танец. Художники Египта были очень наблюдательны и изобретательны. Чем больше “ жила” страна Египет, тем больше делали в ней портретов. Каждый богатый человек хотел иметь свой портрет. Это было связано с верой египтян в их долгую загробную жизнь, жизнь после смерти. Египтяне были уверены, что у человека несколько душ. Они вернуться к человеку после его смерти. Надо только сохранить его тело.. Для этого делали множество скульптурных портретов, думая , что портретная статуя или сам портрет – это двойник человека. Значит, его душа может вернуться в портрет. Долгую жизнь прожил древний Египет. Более 3 тысяч лет развивалась эта богатая и полная загадок страна. За это время народом правили один за другим множество всевластных, могущественных правителей – фараонов. Их власть над народом была безгранична. Фараон всегда держит спину очень прямо, не сутулится, он так высоко поднимает голову, что даже подбородок выдается вперед. Когда человеку тяжело или больно, или страшно, он сгибается, сутулится. Сутулость выражает наши беды, неприятности , обиды, усталость. Прямота фараона говорит о том, что он живет хорошо, что он сильный и гордый. Все черты лица должны быть ровные и спокойные. Это особое “фараоновское” выражение лица. Вся его поза подчеркивает необыкновенное его положение, особую роль в жизни. Ему близок его брат и покровитель – бог солнца Ра.

3. Практическая работа.

Рисунок фараона или царицы. Повторяем построение пропорции лица человека, всей фигуры. Напомнить виды портрета. Какие цвета будем смешивать, чтобы получить цвет лица египтянина по канону? Составьте цвет для теней на шее, ушах, веках, боковых плоскостях носа. Верхняя губа будет темнее нижней. Выделите глаза, ноздри. Радужная оболочка закрашивается полностью черной краской, а затем ставится блик. Также пишем прическу или головной убор. Можно нарисовать портрет во весь рост.

4.  Заключение. Рефлексия.

Что вы узнали сегодня на уроке? Вывод об искусстве Древнего Египта? Какой образ возникает в вашей памяти, когда вы слышите Древний Египет?

Закончим наш урок-путешествие стихами.

Слайд 24

Сфинкс улёгся на страже святыни
И с улыбкой глядит с высоты,
Ожидая гостей из пустыни.
Посети же Египет и ты.

Возьмите свои «Листы контроля». Поставьте себе отметку за путеводитель и общую отметку за урок.

5. Домашнее задание.

&11,стр. 53-57,ответить письменно на вопросы в конце параграфа.